Теория в подробностях


И.В.ГОЛЫШЕВА

Лабиринты. Ответ лежит на поверхности


Лабиринты…  Сегодня никто не может сказать, что это такое. Зачем  они выложены на этих северных островах?


Существует много предположений о происхождении и назначении этих живых для археологии неолитических сооружений.

По мнению Тура Хейердала, лабиринты, скорее всего, памятники духовной культуры и их следует рассматривать в комплексе всех археологических памятников того периода.

Определение лабиринтов со всеми примыкающими объектами как сис-темы культовых и погребальных памятников самое приемлемое — в нем есть все, чтобы считать его основным: романтика, мистика, масса неизвестных нам, современным людям, вещей. И самое главное — громадный плацдарм для фантазии.

Не специалисты в области археологии видят в форме лабиринтов нечто общее с их личной профессиональной деятельностью. Знатоки рыбной ловли - ловушки для рыбы; огородники-устройство для выращивания овощей в суровых условиях севера, кто-то считает лабиринты тренажерами для тренировки вестибулярного аппарата, нашелся даже врач, сравнивший форму лабиринта с формой женских детородных органов.

Я по специальности архитектор, и, естественно, смотрю на эти сооружения через призму своей специальности.

Тема лабиринтов вошла в сферу моих интересов первоначально в устном изложении. Я не видела ни одной фотографии, схемы или рисунка этих сооружений, но все услышанное или прочитанное о них фиксировалось и оседало в памяти. Однако трудно составить какое-либо мнение, не увидев, не прочувствовав состояния места, природы — всего того, что воспринимается не только через сознание, а в целом, всеми органами чувств сразу.

2003 г. Соловки. Заяцкий остров. Наконец, знакомство с Лабиринтами состоялось. Пейзаж, вызывающий необъяснимое чувство спокойствия и волнения одновременно.  Деревянные мостки, защищающие растительный покров, ведут от лабиринта к лабиринту.

Обойдя один за другим несколько лабиринтов, я стала анализировать, с целью выявить общее для всех увиденных лабиринтов, вот что получилось:
1.Одинаковое (или незначительно разное) расстояние между витками лабиринтов, но не больше определенной величины.
2.Наличие кучки камней в центре и нескольких кучек по периметру.
3.Неразрывность каменных гряд, или утолщения в местах окончания .
4.Наклон в сторону выхода из лабиринта.
5.Входы расположены чаще с южной и с подветренной стороны.
На пологом холме, на самом открытом и ветреном месте – скопление каменных груд.
Все сложилось в такую законченную картину, что не приходится даже усомниться.  Лабиринты – это утилитарные и имеющие практическое применение сооружения.

Теперь опишу, как все происходило.
В этом районе с давних времен ведется сезонный промысел, но лето здесь очень непродолжительно. Промысел начинается, как только сойдет снег, а заканчивается с холодами. Строительного материала на лодке много не привезешь, леса на островах нет, землянку в камне не вырыть.
Самый рациональный способ, быстро построить сухое, теплое жилье в данных условиях такой:
1. Выкладывается из небольших камней лабиринт. Камни такого разме-ра, что может спокойно поднять один человек.
2. На лабиринт радиально укладываются ветки произрастающих на острове кустарников и низкорослых деревьев, ветки застилаются шкурами. Расстояние между грядами витков лабиринта такого размера, что диаметр стволов окружающей растительности как раз дос-таточен, чтобы перекрыть расстояние между грядами.
3. В центре вертикально в каменной груде закрепляется  шест.
4. Плетется из любых доступных материалов каркас.
5. На каркас натягиваются шкуры.
6. Края шкур по периметру закрепляются.

           ВСЕ!

 Получилось всем известное «примитивное жилище коренных народов».  Оптимальней  жилья в данных условиях придумать невозможно. Пол оторван от земли. Между холодной, мерзлой или влажной землей и полом – воздушный зазор. Излишки воды, сбираются в желобках, и вытекают из-под жилища в зоне входа, т.к. все лабиринты имеют наклон в сторону выхода. Вход расположен с подветренной стороны. Это говорит о том, что люди думали, насколько это возможно, о комфортности существования.
Основание под жилище, выполненное в виде неразрывных каменных гряд  очень тектонично. Поскольку каменные гряды несут нагрузку сверху, они могут потерять устойчивость и рассыпаться, а замкнутая гряда стабильней, она выдерживает бόльшую нагрузку. Разомкнутый конец слабее и его необходимо делать толще.
Фундамент – лабиринт может стоять годами, следовательно, его не надо делать каждый раз. Добравшись весной на остров,  достаточно собрать на готовом основании чум-шалаш-палатку, и можно начинать работать – добывать зверя.
Труд и быт людей, живущих на природе и зависящих от нее, очень рационален. Тем более, жизнь на сезонных промыслах, где все направлено на добывание и сохранение добытого.
Во время экскурсии по Заяцкому острову, экскурсовод упомянул, что под некоторыми каменными грудами находят орудия труда. Что же в этом удивительного? Человек приходил на сезонный промысел. В лодку можно взять ограниченное количество груза. И если ты знаешь, что на следующий год собираешься вернуться, логично инструмент оставить здесь. Но как сохранить? Ответ однозначен – только под камнями, запомнив место. В подобных условиях все – и еду, и орудия труда надежнее всего хранить, укрыв камнями, чтобы не разрыли звери и не нашли другие люди.
Хочу пояснить назначение каменных груд, в большом количестве расставленных  на пологой вершиной холма, расположенного рядом с лабиринтами.
До сих пор на Соловецких островах, и везде, где мало земли, а есть камни, вертикальные стойки не зарывают в почву, а обкладывают каменными грудами. Повсюду на Соловках таким образом установлены поклонные кресты, столбы электропроводки, заборы, конструкции  для сушки морской капусты. И все эти вертикали -  деревянные. Век дерева очень короток, стойка исчезает без следа, а груда камней остается на долгие годы». Так и на Заяцком острове. Груды остались от столбов, на которых сушились заготавливаемые шкуры или рыба. Не зря скопления каменных груд расположены на открытом и проветриваемом месте.
Еще одно наблюдение – все увиденные лабиринты Соловецного архипелага расположены на берегу в местах, где обитают промысловый зверь и у рыбных тоней. Эта закономерность отслеживается даже по современным картам-схемам  Соловков, по тем из них, где обозначены места обитания морских животных.
В данном контексте, по меньшей мере, странно говорить о культовом назначении лабиринтов.

Вернувшись домой, я решила, что теперь-то уже можно почитать, что о лабиринтах писали прежде  и что пишут сейчас.
Конечно, я и раньше знала, что жилище всех кочевых народов имеет схожие черты. Но даже предположить не могла, что конструктивно лабиринты и дома кочевников имеют много общего.
Юрты, чумы, яранги ... Круглые в плане, они имеют сборно–разборный  каркас и покрыты каким-либо листовым кожано-тканиевым или раститель-ным материалом.
В прежние времена кочевых народов было значительно больше. На пути своей миграции они строили жилища, а когда уходили, выложенные из камня или дерна основания оставались.

Со временем люди перешли на оседлый образ жизни, научились строить дома из дерева, глины и камня. Строительство оснований под временное жилище стало не актуальным. Назначение лабиринтов забылось — забылось именно потому, что оно было не культовым, а утилитарным.
Но образ лабиринта в сознании народа не исчез, его графическое изображение осталось в народной памяти, как нечто очень важное, как основа жизни, как дар свыше. Чем лабиринт был, когда существовал, как объект?: фундаментом, Основой Дома (Жизни). Причем, основой практически вечной по сравнению с временностью возводимого на лабиринте жилья, да и по сравнению с продолжительностью жизни человека. А поскольку забылся практический смысл, сохранившийся символ в виде спиралевидного лабиринта, стал обрастать новыми смыслами.
Лабиринты еще долго встречались и до сих пор встречаются в разных концах земли. И они осваивались людьми уже в новом качестве — как загадочное руинообразное сооружение, явно имеющее связь с каким-то миром (либо с высшим, либо с низшим).
Например, существуют шведские мифы о том, что лабиринты отмечают вход в подземные дворцы, ирландские и английские легенды о феях, танцующих в лунном свете на спиралях лабиринта. В литературе о лабиринтах можно встретить упоминания  о тайне «Троянской игры» Римлян или «танца лабиринта» сербов – «Троянке», об обрядовых танцах на лабиринтах в Северной Европе.
Выше по тексту звучало прилагательное «троянская» относительно игр на, или около лабиринта. Это название не случайно. В Западной Европе в местах, где сохранились лабиринты, эти сооружения повсеместно называют словом «ТРОЯ». Как знать, может быть, изначально был именно город Троя, разрушенный врагом до лабиринтообразных фундаментов (лабиринт не тождественен кругу, он может быть любой по форме), а потом его имя стало нарицательным и так стали называть все руины сооружений. Разве не похожи на лабиринты полуразрушенные арены колизеев Римской империи? Но, возможно, было наоборот. Город, который назывался Илионом, после разрушения выглядел подобно громадному лабиринту, и был прозван в народе Троей .
Кстати, следует отметить, что лабиринты бывают разные: одно- и дву-спиральные, маленькие и большие. Возможно, размер лабиринта зависел от состава семьи хозяина. Почему семиповоротные лабиринты встречаются на изображениях по всему миру? Может быть, это был идеальный образец построения человеческой жизни? Ведь есть в лабиринтах что-то, что роднит их с символом «Инь-Янь». А может быть семиповоротный лабиринт «перекликается» по смыслу с русским словом «семья»? По верованиям индейцев гопи «Все линии и переходы образуют универсальный план  Творца, ему человек должен следовать на своей Дороге Жизни»*. Что  может быть важнее в плане Творца, чем построить свой дом (мир) и воспитать детей? Не об этой ли основе жизни говорит нам сохранившийся образ тех, первых прикладных лабиринтов, которые являлись просто функциональной необходимостью существования.

* Вотерс Ф. Книги о гопи. — Нью-Йорк: Викинг Пресс, 1969.

По моему убеждению, лабиринты были распространены повсеместно, просто они не везде сохранились. Скорее всего, это было связано с качеством грунта, из которого они были выложены, и с климатическими условиями места их установки. Если каменные лабиринты стоят веками, то земляные, песчаные, глиняные подвержены выветриванию, размыванию, зарастают  травой.


Небольшое наблюдение по теме. На Русском севере лабиринты до сих пор называют словом «вавилоны». Прислушайтесь к звучанию слов «ла-биринт» и «вавилон» — они «перекликаются», в них явно есть что-то об-щее. Присмотритесь к гравюрам, живописным холстам и другим, по возможности древним источникам, на которых изображена Вавилонская башня. Это тот же лабиринт, но не плоский, а вертикальный (с еще одним измерением).  Из этого наблюдения можно извлечь поучительную историю: люди, потеряв по воле Творца возможность общаться, разбрелись по всему свету, унося с собой строительные знания о лабиринтах-фундаментах и запрет на создание высоких сооружений, порожденных человеческой гордыней.

В заключение хочу сослаться на статью А.Голана, посвященную семантике слова лабиринт. Там написано: «Обращают на себя внимание многочисленные данные о том, что лабиринт считался крепостью или домом. В Дагестане лабиринт называли «крепость Хайбар», а Осетии – «дом Сыр-дона». Один из терминов, которыми называют дерновые лабиринты в Анг-лии – bower; это слово имеет значение «жилище». Лабиринт считался крепостью у древних римлян. Египетский иероглиф, обозначающий понятие «дом» , не похож на дом, но имеет лабиринтообразный извод. Американские индейцы называли лабиринт «домом Ткуну», а Ткуну – мифический персонаж, который вывел людей из подземного мира»**.
Думаю, это еще одно подтверждение моей гипотезы о назначении лабиринтов вообще, и Соловецких лабиринтов в частности.

**Ариэль Голан. Миф и символ. М., Русслит,1993. — С.125-131.

Комментариев нет:

Отправить комментарий