История

История создания теории

НА КРУГИ СВОЯ


Мы сетуем, как быстро летит время.

30 лет по меркам человеческой судьбы – целое поколение. Относительно же научной идеи три десятка лет – хорошо, если сколько-нибудь заметная веха. Интересная научная идея «укатает» не одно поколение исследователей и выдержит не один десяток гипотез, пока не выстроится безупречная цепочка неопровержимых доказательств. Но и тогда еще потребуется время для внутрипрофессиональной дискуссии.

Молодыми экскурсоводами впервые увидели мы таинственные лабиринты. И вместе с туристами сами обсуждали предположения о происхождении и назначении этих живых для археологии неолитических сооружений. Версии, подобные рыбным ловушкам, казались нелепыми даже дилетантам. Они отпали сами собой. Менее экзотические  - оспаривались уже археологами.

Лет 28 назад на конгрессе по проблемам Тихого океана известный норвежский исследователь Тур Хейердал, мнением которого на этот предмет я поинтересовалась, сказал, что лабиринты, скорее всего, памятники духовной культуры. Несомненно, их следует рассматривать в комплексе всех археологических памятников этого периода. Разгадка там.

За последние десятилетия профессиональных исследований появились тысячи артефактов, позволяющих рассматривать гипотезы со строго научной точки зрения.  Тем не менее, и сегодня мы не можем сказать со всей определенностью, что же это такое. Зачем  выложены они на этих северных островах – большие и маленькие?…

Истина, как это часто бывает, может находиться на стыке наук. В связи с этим, мне кажется, особого интереса заслуживает мнение специалистов архитекторов, которые сразу увидели в лабиринтах свое, сугубо конструктивное назначение. Понятно, что эта гипотеза вызовет отторжение у археологов своей явной простотой – как легко все складывалось бы в науке, если бы все спорные идеи решались вот так сходу, одним взглядом смежного специалиста. Но от этого версия архитекторов, на мой взгляд, не становится  менее интересной. Она нова,  ясно выражена, вполне аргументирована и, совершенно не хуже тех, что до сих пор рассматривались на полном серьезе.

Во всяком случае, есть повод для разговора.



Наталья Твердохлебова, журналист.

   ЛАБИРИНТЫ – ОТВЕТ ЛЕЖИТ НА ПОВЕРХНОСТИ.



Сейчас август 2008 года - с августа 2003 года я собираюсь написать этот текст.

Сама собой тема лабиринтов подспудно вошла в мою жизнь,  первоначально в устном изложении. Я не видела ни одной фотографии, схемы или рисунка этих сооружений, но все сведения, услышанные или прочитанные мной, как выяснилось впоследствии,  фиксировались и оседали в памяти в ожидании своего часа.

Каждый раз, услышав что-либо о лабиринтах, я просто запрещала себе обдумывать эту тему, мотивируя это так: «Нет смысла думать пока не увидела, не прочувствовала состояния места,  природы – всего того, что воспринимается не только через сознание, а в целом, всеми органами чувств сразу».

Всю свою взрослую жизнь я пытаюсь не утратить чувства цельности мира. В детстве это было просто – все растения и даже камни были одушевленные. С ними можно было разговаривать и получать ответы на свои вопросы, замечая любые проявления диалога с их стороны, а диалогом было все – вибрация листьев, теплота-холод предмета, изменение освещенности, все что угодно. С годами я научилась на это не отвлекаться, но вовсе не забыла о том состоянии и не перестала доверять своим чувствам.

И вот, в 2003 году это свершилось! Долгожданная поездка.

Голова свободна и открыты все системы восприятия.

Вокзал – Поезд – Кемь – Автобус – Причал – Корабль – СО-ЛОВ-КИ!

Никаких предварительных билетов, путевок, планов - ни-че-го.

Все без проблем - комната, велосипеды. Много ездим, смотрим, наблюдаем.

Каждый день – куда ведет очередная дорога, или тропинка. Полдня – в одну сторону, полдня – в другую. Оттягиваем встречу с Лабиринтами. Хочется почувствовать жизнь острова. Немного монастыря и архитектуры и МНОГО - дорог, лесов, озер, моря. И снова: озера, каналы, лесные тропинки, простор взморья.

Объездили, посмотрели все, что возможно от Дамбы до Реболды. Все интересно! Восторг! Жара! Как в Крыму! Ни одного дождя. Ветер ласков. Озера прозрачны и теплы. Даже Белое море пригодно для купания.

Карта острова исчерчена нашими маршрутами. Они так изысканны по форме и по времени суток, что мы на своем пути не встречаем никого, только иногда тропинка выведет на покос или пройдет через скит. Конец июля, а здесь еще белые ночи. Поспела морошка, вороника, черника, грибы растут прямо на дороге. В разгаре сенокос, заготовка морской капусты, ловля селедки. Все работают - лето коротко.

Цель близка – немного пройти на кораблике, и вот они – Лабиринты Заяцкого острова. Как-то страшновато: « А вдруг ничего не станет яснее? Ведь люди уже не одно десятилетие ломают голову?».

Корабль отчалил от пристани…Солнце, ветер, волны, чайки. Заходим, разворачиваемся, причаливаем… Пейзаж, вызывающий необъяснимое чувство спокойствия и волнения одновременно: травы, лишайники и чуть подальше невысокая растительность – то ли лес, то ли кустарник.

К большому сожалению не одни, как все дни до этого – недавно ввели запрет на частное посещение острова, только экскурсионное обслуживание, ну ничего…

Пришли быстро. Деревянные мостки для осмотра, как разновидность музейных тапочек, чтобы не портить растительный покров. Вот-вот увижу то, к чему тянулась уже несколько десятков лет.  Увидела…- и «АХ!»…Полная неожиданность…Я даже растерялась от того, что увидела. О чем тут гадать? И каждый последующий объект нашего маршрута является дополнительным подтверждением первой мысли.

А экскурсовод рассказывает о древнем происхождении, о религиозных обрядах, о ловушках для рыбы,  о тренажерах для солдат – "НЕ ВЕРЮ!"

При этом, определение лабиринтов со всеми примыкающими объектами, как системы культовых и погребальных памятников, самое приемлемое -  в нем есть все для того, чтобы считать его основным: романтика, мистика, масса неизвестных нам, современным людям, вещей. И самое главное – громадный плацдарм для фантазии.

Видит Бог, хотя я и гнала всю жизнь от себя мысли о Лабиринтах, но хотела найти, и искала, именно это – связь Человека с пространством Вселенной.

 Но то, что я вдруг увидела и поняла, было совсем не это. Это была просто жизнь. И возможно жизнь не такая древняя, как нам всем хочется думать.

Итак, что я увидела.

Обойдя один за другим несколько лабиринтов подряд, я стала анализировать.  Не пересчитывать различия, а выявить общее для всех лабиринтов. Вот что у меня получилось:

1.Одинаковое (или незначительно разное) расстояние между витками лабиринтов, но не больше определенной величины.

2.Наличие кучки камней в центре и по периметру.

3.Неразрывность каменных гряд, или утолщения в местах окончания (далее объясню, почему это одним пунктом).

4.Наклон в сторону выхода из лабиринта.

5.Входы расположены чаще с южной и с подветренной стороны.

Дальше - еще интересней…

 На пологом холме, на самом открытом и ветреном месте – скопление каменных груд, опять в подтверждение первоначальных мыслей. Прислушалась к экскурсоводу: «В некоторых грудах на острове были найдены орудия труда». Надо запомнить, еще один факт в мою копилку.

Все сложилось в такую законченную картину, что не приходится даже усомниться. Еще чуть – чуть и я все объясню.

Только есть одно большое «НО» - складывающаяся картина абсолютно не может устроить археологов и музейных сотрудников, занимающихся лабиринтами. Под эту тему не дадут грантов, туристы не поедут на это смотреть – слишком банально – это просто жизнь, работа, борьба за выживание, а она у каждого своя. Зачем нам так пристально рассматривать быт других людей? В лучшем случае это достойно этнографического музея.

Итак, что я увидела:

Пункт 1: «Расстояние между грядами витков лабиринтов всегда одно и то же, но не более определенного размера». Прибавим к этому мои первые впечатления от острова: трава, лишайники и невысокая растительность то ли деревья, то ли кусты.

Так вот – диаметр стволов этой растительности как раз (не больше, не меньше)  достаточен, чтобы перекрыть расстояние между грядами. Будь диаметр меньше, или расстояние между грядами больше – ветки бы ломались.  Дальше как по - писанному: ветки укладываются по радиусу на лабиринт, в центре ставится жердь (для этого и каменная куча в центре), опираясь на центральную жердь из любых доступных материалов (веток, веревок, костей крупных животных) плетется каркас, наверх – шкуры, на пол – по веткам те же шкуры, и получается всем известное «примитивное жилище коренных народов».  Более оптимального жилья в данных условиях придумать невозможно. Пол оторван от земли. Между холодной, подчас мерзлой или влажной, землей и шкурами на полу – воздушный зазор.

Пункт 2: «Наличие кучки камней в центре, по периметру и при входе».

Про жердь в центре я уже сказала, остальные для того же – либо в них закрепляли колышек, по типу колышков по периметру палаток старого образца,  либо прижимали края шкур напрямую.

Пункт 3: «Неразрывность каменных гряд или утолщение на их окончаниях».

Поскольку каменные гряды несут нагрузку сверху, они могут потерять устойчивость и рассыпаться, а замкнутая гряда стабильней, она выдерживает бόльшую нагрузку. Разомкнутый конец слабее и его необходимо делать толще.

Пункт 4: «Наклон в сторону выхода из лабиринта».

Излишки воды собираются в желобках и вытекают из-под жилища в зоне входа – там, где находится самое влажное место жилища, ведь когда раздвигают шкуры, проходя внутрь, дождь или снег попадает на пол под этим местом. В подковообразных лабиринтах, каких на Соловках большинство, гряды камней со стороны входа разворачиваются так, что перекрывающий их материал (ветки) работает наилучшим конструктивным образом, функционально выполняет роль входной решетки для ног. Да и вода, если соберется под жилищем, беспрепятственно вытечет со стороны входа, как из-под мостика.

Пункт 5: «Входы расположены чаще с южной и с подветренной стороны».

Это говорит о том, что люди думали, насколько это возможно, о комфортности существования.  Солнце сушило и инсолировало жилое помещение, а ветер, дующий с тыльной стороны дома, приносил меньше неудобств.



Это то, что я поняла при самом первом визуальном знакомстве с лабиринтами. Надо сказать, что на протяжении всего текста я употребляю местоимение «мы» не случайно. Я отдыхала на Соловках вместе с мужем Андреем Горюновым. Поначалу тема лабиринтов его не очень интересовала, но не включиться в разгадывание планировочного ребуса Заяцкого острова он, конечно, не смог. Так же как и я, на Соловках он был впервые. Оглядев окружающий ландшафт и подойдя к первому по ходу экскурсии лабиринту, Андрей был не столько удивлен, как я, сколько возмущен. Обычно спокойный и уравновешенный человек, архитектор с двадцатипятилетним стажем практической работы,  не любящий теоретизировать на профессиональные темы, вдруг разразился гневной тирадой: « О каких культовых сооружениях они говорят? Люди приехали на промысел. Первая задача - построить жилье. Даже, если бы, после постройки жилья, они собрались обратиться к Богу или Небесам, они выбрали бы самое высокое и открытое место, натащили бы самых больших камней. Но почему-то выбирается место, где поменьше дует - под холмом, а лабиринты выкладываются из совсем небольших булыжников. Называть это культовыми сооружениями, по меньшей мере, странно». И именно Андрей, увидев скопление каменных груд по ходу нашей экскурсии, сказал: «А это что за частокол?» Мотивация его такова: до сих пор на Соловецких островах, и везде, где мало земли, а есть камни, вертикальные стойки не зарывают в почву, а обкладывают каменными грудами. Повсюду на Соловках таким образом установлены поклонные кресты, столбы электропроводки, заборы. И все эти вертикали -  деревянные. Век дерева очень короток, стойка исчезает без следа, а груда камней остается на долгие годы». Так и на Заяцком острове. Груды остались от столбов, на которых сушились заготавливаемые шкуры или рыба. Не зря скопления каменных груд расположены на открытых и проветриваемых местах.

Вернусь к тому, о чем надо было написать раньше: места расположения самих лабиринтов. Все увиденные лабиринты Соловецкого архипелага расположены на берегу, и не просто на берегу, а в местах где обитают промысловый зверь и у рыбных тоней. Эта закономерность отслеживается даже по современным картам-схемам Соловков, по тем из них, где обозначены места обитания морских животных.



Теперь опишу, как все происходило.

В этом  районе с давних времен велся промысел.

Острова видны с большой земли, до них вполне можно добраться на лодке. Минус один – промысел сезонный, его ведут только в теплое время года, а лето очень непродолжительно. Чтобы увеличить время промыслов  начинать надо, как только сойдет снег, а заканчивать с холодами.

Теперь представим картину: лед ушел, вода свободна, промысловики –сезонники приплывают на острова. Земля еще холодная, кое-где лежит снег, между камнями лед под слоем талой воды. Строительного материала мало, на лодках много не привезешь, леса нет вообще, землянку не вырыть.

Более рационального и эффективного способа быстро построить сухое, теплое жилье, в описанных выше условиях, не существует, как то:

1.    Выкладывается из небольших камней лабиринт. Камни такого размера, что может спокойно поднять один человек.

2.    На лабиринт радиально укладываются ветки произрастающих на острове кустарников и низкорослых деревьев, ветки застилаются шкурами.

3.    В центре вертикально в каменной груде закрепляется  шест.

4.    Плетется из любых доступных материалов каркас.

5.    На каркас натягиваются шкуры.

6.    Колышками закрепляются края шкур по периметру.

           ВСЕ!

Фундамент – лабиринт может стоять годами, следовательно, его не надо делать каждый раз.  Поэтому, добираясь весной на остров,  достаточно собрать чум-шалаш-палатку, и можно начинать работать – добывать зверя.

Слишком просто? Да.

Труд и быт людей, живущих на природе и зависящих от нее, очень рационален. Тем более, жизнь на сезонных промыслах, где все направлено на добывание и сохранение добытого. При этом надо постараться не заболеть и вообще не погибнуть.

Я убеждена, что даже наши современники, окажись они сейчас на острове, типа Заяцкого и без строительных материалов, - они построили бы себе точно такое же жилье, как и те древние промысловики.

Кстати, во время экскурсии по Заяцкому острову, экскурсовод рассказал, что на острове под некоторыми каменными грудами находят орудия труда. Что же в этом удивительного? Человек приходил на сезонный промысел. В лодку можно взять ограниченное количество груза. И если ты знаешь, что на следующий год собираешься вернуться, логично инструмент оставить здесь. Но как сохранить? Ответ однозначен – только под камнями, запомнив место. В подобных условиях все – и еду, и орудия труда надежнее всего хранить, укрыв камнями, чтобы не разрыли звери и не нашли другие люди. По-моему, все логично.

В завершение расскажу историю. Услышала я ее в одной из воскресных передач по Ленинградскому радио в девяностые годы прошлого века.

Жили в Норвегии два брата. Когда они были маленькими, родители вывозили их на уик-энд к морю. Родители устраивали палаточный быт, готовили еду, а дети играли. Играли, как играют все дети, оказавшись на берегу, - они строили сооружения из подручных материалов. Материала было много, берег был каменистый. А строили они, что бы вы думали? – Лабиринты.

Оказывается, именно это традиционно строят дети, живущие по берегам северных морей. Кстати: наши дети строят замки из песка. А когда мне удалось побывать в городе Белозерске Вологодской области, где в центре современного города стоит почти разрушенный кремль, окруженный высоким земляным валом с остатками укреплений, я была очень удивлена. Дети на песчаном пляже Белого озера строят не замки, а круглые замкнутые валы. Что это? Традиция, передающаяся через детские игры? Генная память? Наверное, все вместе.

А радио-история о двух скандинавских братьях заканчивалась совсем неожиданно: в наше время, когда братья выросли, у них появились свои дети, они собрались семьями и поехали отдыхать в те места, куда их самих вывозили родители в пятидесятые годы 20го века. Они нашли это место, и каково было их удивление, когда над своим лабиринтом они увидели табличку: «Памятник археологии эпохи неолита. Охраняется государством».

 Вот такая интересная история.



                                                                                                     Ирина Голышева

P.S.

Вернувшись с Соловков, я решила, что теперь-то уже можно полистать литературу на тему лабиринтов – почитать, что об этом писали прежде  и что пишут сейчас, а так же, не ограничиваться Соловецким архипелагом, а посмотреть на проблему шире. Все прочитанное добавило уверенности в правоте вышеизложенного. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий